Независимая оценка качества образования
Принципы проведения оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности
В настоящее время в российском дошкольном образовании существуют государственные процедуры оценки качества и условий образовательного процесса. К ним относятся лицензирование, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинговые исследования оценки качества на уровне Российской Федерации, информационная открытость дошкольного образования и другие.
Независимая оценка качества образования (НОКО) - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
Независимая система оценки качества работы организации, оказывающей образовательные услуги, формируется в целях:
- повышения качества и доступности образовательных услуг для населения;
- улучшения информированности потребителей о качестве работы организации, оказывающей образовательные услуги;
- стимулирования повышения качества работы организации.
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 п. Тавричанка Надеждинского района» (далее - Положение) разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 29 п. Тавричанка Надеждинского района» (далее - Учреждение) в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими в сфере образования и локальными актами Учреждения:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.3 ст. 28, п. 1, 2,3 ст. 42, п. 3 ст. 44);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»);
Письмом Министерства Образования Российской Федерации «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» от 7 февраля 2001 г. №22-06-147;3
Уставом Учреждения.
1.2. Настоящие Положение определяет цели, задачи, внутренние показатели и индикаторы, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения внутренней оценки качества образования в Учреждении.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
1.4. В процессе реализации процедуры оценки качества образования, используются следующие понятия:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программ(ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Понятие контроля – процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы от норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и определенных в управленческом решении.
Контрольно-аналитическая деятельность - проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителя, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативную правовую силу.
Мониторинг качества образования - это система сбора, обработки данных по внутренним показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности ДОУ, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора.
Внутренние показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
2. Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования
2.1. Целевая направленность ВСОКО:
систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о
качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению
соответствующего качества образования;
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.
2.2. Задачи:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
дошкольного учреждения;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного
процесса государственным требованиям;
определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения
квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном
учреждении; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих
участие в процедурах оценки качества образования.
3. Принципы организации внутренней системы оценки качества образования
3.1. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
4. Основные предметы оценки качества организации образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Реализация дошкольной ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4. Содержание процедуры оценки качества организации образования включает в себя:
оценка качества основной образовательной программы дошкольного образования;
оценки качества психолого-педагогических условий реализации основной
образовательной программы дошкольного образования;
оценки качества организации развивающей предметно - пространственной среды в Учреждении;
оценка кадровых условий реализации основной образовательной программы
дошкольного образования;
оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
оценка финансовых условий реализации основной образовательной программы
дошкольного образования;
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов образовательной деятельности дошкольного учреждения.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
5. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования
5.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).
5.2. Полномочия в вопросах оценки качества образования в учреждении определены с учетом компетенции системы оценки качества дошкольного образования, их функции в организации и проведении оценивания.
5.2.1. Администрация дошкольного учреждения:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждается приказом заведующего дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования Учреждения, участвует в этих мероприятиях;
организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования;
формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, публичный доклад заведующего);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
5.2.2. Педагогический совет дошкольного учреждения:
содействует определению стратегических направлений развития системы образования в дошкольном учреждении;
содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении;
инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства;
принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении;
принимает участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного учреждения,
члены педагогического совета принимают участие в распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного учреждения;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением, по вопросам образования и воспитания дошкольников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно- гигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного учреждения.
5.2.3. Временная творческая группа воспитателей и специалистов Учреждения:
разрабатывает методики оценки качества образования;
проводит мониторинговые исследования по вопросам качества образования;
организует систему мониторинга качества образования в учреждении, осуществляет сбор, обработку информации о состоянии и динамике развития
системы образования в учреждении, анализирует результаты оценки качества образования;
организует изучение информационных запросов основных пользователей образовательными услугами и участников образовательного процесса;
разрабатывает мероприятия и готовит положения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвуют в этих мероприятиях;
содействуют обновлению нормативно-правовой базы документов учреждения, относящейся к обеспечению качества образования;
изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества дошкольного образования;
принимает участие в научно-методическом сопровождении аттестации педагогических кадров;
осуществляет экспертизу образовательных программ и парциальных программ
дошкольного образования.
6. Организация процедуры внутренней системы оценки качества образования
6.1. Организация и технология оценки качества образования отражается в плане внутреннего контроля, где определяется форма, направление, сроки и порядок проведения контроля, ответственные лица. План рассматривается на заседании Педагогического совета, утверждается руководителем, и является обязательным для исполнения всеми педагогическими работниками учреждения.
6.2. В состав группы по оценке качества образования входят: заведующий, старший методист, специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), воспитатели, представитель совета родителей. Привлеченные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра, инструктор по физической культуре), осуществляющие контроль, должны обладать необходимой квалификацией.
6.3. Реализация процедуры внутреннего контроля предполагает последовательность следующих действий:
определение и обоснование объекта мониторинга;
сбор данных, используемых для мониторинга;
обработка полученных данных; - анализ и интерпретация полученных данных;
подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
распространение результатов мониторинга;
пути решения выявленных проблем.
6.4. Формой отчета мониторинга является аналитическая справка.
6.5. Данные, полученные в результате мониторинговых исследований и контрольных мероприятий, используются в отчетных документах и при проведении самообследования в Учреждении.
6.6. По итогам мониторинга проводятся заседания Педагогического совета Учреждения,
общего собрания трудового коллектива.
6.7. Придание гласности результатам оценки качества образования обеспечивается путем предоставления информационных материалов педагогическим работникам, воспитанникам, родителям (законным представителям) и информирования общественности посредством публикаций на официальном сайте дошкольного учреждения.
6.8. Итоги оценки качества образования используются для стимулирования педагогов Учреждения.
7. Заключительные положения
7.1. Положение вступает в силу с момента издания приказа по Учреждению и действует до принятия нового.
7.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и Уставом Учреждения