Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель уделяет время на проведение оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимые с учётом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей.
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Минутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• физкультурные занятия;
• физкультминутки;
• гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Занятия по физической культуре могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Помимо занятий по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между занятиями и после дневного сна тоже проводятся физкультминутки, дающие возможность ребенку размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой- это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги могут быть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня, гигиенические условия для проведения занятий. Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
- развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
- предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
- формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
- приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
- воспитание заинтересованности спортом.
Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».
Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Группа |
Задачи |
Первая младшая группа |
|
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|
Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ
На состояние здоровья детей, к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.
В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем. Движения - естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его органов и систем. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Я стараюсь разрабатывать двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.
Основное содержание физического воспитания в группе составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и Общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Спортивные упражнения, простейшие формы: дальние прогулки за пределы участка детского сада. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитии ребенка.
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения на утренней гимнастике, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии, воспитателя группы и семьи. Чтобы эта работа была эффективной я использую следующие формы работы по физическому воспитанию:
- Физкультурные занятия - проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)
- Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
- Утренняя гимнастика
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
- Активный отдых:
- физкультурный досуг;
- физкультурные праздники;
- дни здоровья;
- каникулы.
- Самостоятельная двигательная активность детей - проводится на прогулке.
- Задания на дом - форма работы с родителями.
- Индивидуальная работа с детьми - проводится на прогулке.
Разберем эти формы работы в отдельности.
Физкультурное занятие-это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия я подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе. Целью и задачами занятий является:
- формировать двигательные умения и навыки
- развивать физические качества
- удовлетворять естественную потребность в движении
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка, через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки
- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
- создать условия для разностороннего развития детей.
Характерными чертами занятия являются:
- ярко выраженная дидактическая направленность
- руководящая роль воспитателя
- строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки
- постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с
последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.
Продолжительность занятия от 35-40 минут в подготовительной группе. Занятие состоит из трёх частей. Каждая часть имеет свои специфические задачи и своё содержание.
I часть - вводная. Задача: ввести группу в занятие, организовать, создать бодрое настроение, сосредоточить внимание на данном занятии, развивать подвижность нервных процессов. Содержанием этой части являются упражнения в построениях, ходьбе и лёгком беге, включаются упражнения на внимание и быстроту реакции на сигнал.
Иногда первая часть занятия может носить характер игры, основным содержанием которой является ходьба, легкий бег и построение, например «Найди себе пару», «Быстро ко мне».
Продолжительность первой части может изменяться в зависимости от подготовленности детей, от условий занятий и характера предстоящей нагрузки во второй части занятия. В среднем от 2-3 минут до 4-5 мин.
II часть - основная. Её задача: укрепление крупных мышечных групп, подготовка организма к последующим более интенсивным физическим упражнениям; обучение детей основным движениям, закрепление навыков этих движений; обучение детей самостоятельному применению уже освоенных движений в усложнённой ситуации; воспитание физических и нравственно-волевых качеств; совершенствование всех физиологических функций организма ребёнка.
Содержанием основной части составляют:
• комплекс общеукрепляющих упражнений (ОРУ). Во второй младшей группе их 3-5, в средней группе 5-6, в старшей группе 6-7, в подготовительной к школе группе 7-8. В комплекс входят упражнения из разных исходных положений. Комплексы составляются как без предметов, так и с предметами: гимнастические палки, мячи, обручи т.п.
- основные виды движений. На одном занятии можно дать упражнения в 2-х, 3-х видах основных движений.
- Подвижная игра. Основное назначение игры - освоение новых для данного человека форм деятельности. Игры служат одним из основных средств воспитания, в том числе и физического. Они способны обеспечить развитие всех необходимых физических качественна, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость). Отличие от упражнений, игра не сводится к набору движений, а является целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственную, эстетическую, трудовую, умственную, даже правовую и другие их стороны. Ведь, вступая в игру добровольно, каждый её участник сам берёт на себя обязательства выполнять правила и традиции игры. Игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и педагогами в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь. Подвижная игра должна соответствовать следующим требованиям: в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети; кроме того, во избежание чрезмерной нагрузки после упражнений в прыжках не следует давать игры с быстрым бегом, но и игры с долгим ожиданием своей очереди в игре, например, «Горелки», «Перемени предмет».
Продолжительность второй части 35-40 минут (старшая группа) - 2/3 общей продолжительности занятия.
III часть - заключительная. Её задача - урегулировать состояние организма ребёнка. Содержание и продолжительность этой части зависит от нагрузки предыдущих частей, на неё может быть от 3-4 минут до 5-7.
Лучшими физическими упражнениями, регулирующим работу организма после сравнительно больших нагрузок организма, полученных во второй части, являются различные виды ходьбы. Это танцевальные шаги, рассказывание стихов во время ходьбы, малоподвижные игры («Найди и промолчи», «Кто так ходит»), хороводные игры. Где под пение выполняются спокойные плавные движения.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Эколого-природные факторы. Природа - среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный результат дает только экологически чистая природа.
Поэтому при использовании природных факторов необходимо прежде убедиться в возможности их использования, определить индивидуальную дозировку.
Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих средств, органически включая их в режимные процессы: например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать прохладную воду при умывании и т. д.
Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание. Дети должны как можно больше времени проводить в естественной среде - на свежем воздухе, чаще соприкасаться с природой: ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде; больше двигаться, реализуя все разнообразие способов движений в естественной среде.
Каждую свободную минуту - на природу! Без нее не может быть здоровья, полноценного физического и общего развития ребенка.
Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное.
Закаливание - совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.
Задачи закаливающих процедур:
1.Обеспечить тренировку защитных сил организма; 2.Повысить устойчивость организма к воздействию постоянно меняющихся факторов среды;
3. Развить выносливость организма детей.
Требования к проведению закаливающих мероприятий следующие:
- Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;
- Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
- Занятия должны проводиться систематически;
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его возраст;
- Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);
- Закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка;
После перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.
Рассмотрим некоторые приемы закаливания, применяемые в детских дошкольных учреждениях:
- Обширное умывание-влажными руками протирать руки до локтя, шею, верхней части груди.
- Ходьба по мокрым дорожкам - дети проходят сначала по мокрой дорожке сшитой из ткани, затем по сухой.
- Обливание ног - обливают водой стопы, по мере привыкания обливают и голень.
- Ходьба босиком - применяют вовремя физкультурных занятий.
- Сон без маечек - проводится круглый год
Большое значение при применении здоровьесберегающих технологий имеет проветривание помещений, где находятся дети.
Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.
Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки.
Состав воздуха в дошкольных учреждениях в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, повышается температура, запыленность, загрязненность, которые ухудшают самочувствие ребенка.
Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании.
В отсутствие детей в помещениях проводится сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг, форточек или окон. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, перед физкультурными занятиями, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.
Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.
Во время проведения занятий рекомендуется проведение физкультминуток, для снятия утомления.
Физкультминутки - кратковременные физические упражнения.
Целью таких минуток является: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры
головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Физкультминутки проводятся в различных формах, это:
В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц.
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
- текст стихотворения должен быть художественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
В проведении физкультминуток существуют определенные требования:
- Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин занятия - в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
- Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
- Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
- Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
- Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
- Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
Рассмотрим следующий вид здоровьесберегающих технологий направленных на здоровье детей, это- психогимнастика. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Задача психогимнастики - обучение элементам техники выразительных движений, воспитание эмоций и высших чувств, приобретение навыков саморасслабления, преодоление барьеров в общении , развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Так как внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво, отличается большой подвижностью и впечатлительностью, на занятиях предусмотрена частая смена упражнений, заданий, а также минутки шалости. В качестве своеобразного отдыха - подвижные игры, сеанс отдыха - саморасслабление. Занятие длится 30 минут. Дошкольников в группе не должно быть больше 8 человек.
Начинается занятие с отработки отдельных эмоциональных состояний в виде мимических и пантомических этюдов. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимики, жестом, позой, той или иной походкой, выражением основных эмоций (радость, интерес, гнев и др.). Затем расширяются уже полученные детьми раннее сведения, относящиеся к их социальной компетентности. Этюды и игры на изображении чувств, порождаемых социальной средой (жадность, честность, доброта и т.д.). На каждом занятии проводится коррекция настроения отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделированных стандартных ситуаций. И заканчивается психологической тренировкой для снятия психологического напряжения, внушением желательного настроения, поведения и черт характера,
Также оказывает положительное влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику ребёнка логоритмика. Основная задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально - ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь; обеспечить полноценное развитие ребёнка.
Принцип системы музыкально - ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой.
Музыка наиболее доступный вид искусства, оказывает эмоциональное влияние, обладает большинством средств выразительности. Это всё даёт возможность разнообразить приёмы движения, характер упражнений.
Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и др.), на начальных этапах развития является средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. При этом с исключением одного из анализаторов порога чувствительности остальных понижается.
Большое значение в укреплении здоровья детей играет и гимнастика после дневного сна. Цель этой гимнастики - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В любой комплекс гимнастики после сна включаются разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.
Используются разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам (эти упражнения желательно проводить в сочетании с контрастными воздушными ванными и проводятся не менее двух раз в неделю по 5-7 минут).
Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.
Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.
Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей.
Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессом, инфекционно-простудным заболеваниям.
План спортивных развлечений и досугов
на 2024-2025 учебный год
Цель:
Создание условий для формирования основ здорового образа жизни, укрепления здоровья, физического и психического развития, обеспечения эмоционального благополучия детей.
Задачи:
Оздоровительные:
-охрана жизни и укрепление здоровья;
-всестороннее совершенствование функций организмов;
-повышение работоспособности и закаливания организма.
Образовательные:
-формирование двигательных умений и навыков;
-развитие физических качеств детей
-овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли -физических упражнений в его жизнедеятельности, способа укрепления здоровья.
Воспитательные:
воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
месяц |
СРЕДНИЕ ГР. |
СТАРШИЕ ГР. |
ПОДГОТОВИТ. ГР. |
СЕНТЯБРЬ |
Физкультурный досуг на тему: «В гости к Мишке» |
Физкультурное развлечение с родителями: «Мы сильные, смелые, после лета загорелые!» |
Физкультурное развлечение на тему: «За здоровьем в детский сад!» |
ОКТЯБРЬ |
Физкультурное развлечение на тему: «Путешествие в осенний лес» |
Физкультурный досуг на тему: «Вот и осень пришла, нам подарки принесла!» |
Физкультурный досуг на тему: «В осеннем лесу!» |
НОЯБРЬ |
Физкультурное развлечение: «Мой веселый, звонкий мяч» |
Физкультурное развлечение на тему: «Веселые старты!» |
Физкультурное развлечение на тему: «Быстрые, ловкие, смелые, умелые!» |
ДЕКАБРЬ |
Физкультурный досуг на тему: « Зайка в гости к нам пришел» |
Спортивно-игровое мероприятие на тему: «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые!» |
Физкультурный досуг «Зимние забавы» |
ЯНВАРЬ |
Физкультурный праздник на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима!» |
Физкультурный праздник на тему: «Мы мороза не боимся» |
Спортивное развлечение на тему: «Путешествие в страну спорта» |
ФЕВРАЛЬ |
Физкультурное развлечение на тему: «Школа молодого бойца» |
Физкультурное развлечение на тему: «Бравые солдаты» |
Физкультурный праздник с родителями «Защитники Отечества» |
МАРТ |
Физкультурный досуг на тему: «Весну играми встречаем» |
Музыкально-физкультурное развлечение на тему: «Масленицу встречаем, зиму провожаем!» |
|
АПРЕЛЬ |
День Здоровья |
Развлечение «Где прячется здоровье?» |
День Здоровья Физкультурное развлечение на тему: «В здоровом теле- здоровый дух» |
МАЙ |
Физкультурное развлечение на тему: «Мы веселые ребята» |
Музыкально-спортивное мероприятие на тему: «Да здравствуют дети на всей планете!» |
|
ИЮНЬ |
Физкультурный досуг на тему: «Здравствуй, лето!» |
Физкультурный досуг на тему: «Лето красное, лето жаркое!» |
|
ИЮЛЬ |
Спортивный праздник на тему: «Мы за солнышком шагаем» |
Музыкально-спортивное развлечение: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» |
|
АВГУСТ |
Физкультурный досуг на тему: «Лето, до свидания!» |
Физкультурное развлечение на тему: «Прощай, летняя пора!» |