Спорт и физкультура в детском саду

Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания

Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель  уделяет  время на проведение оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимые с учётом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей.

Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Минутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.

При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

Правила проведения занятий

  • Систематичность занятий физкультурой
  • Дозирование числа повторений физических упражнений
  • Постепенность наращивания длительности нагрузок
  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
  • Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга

Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. 
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.

Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване. 

Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском  саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.

Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:

• физкультурные занятия;

• физкультминутки;

• гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);

• различные виды закаливания;

• дни здоровья;

• физкультурные праздники, досуги

Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Занятия  по физической культуре могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Помимо занятий по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между занятиями и после дневного сна тоже проводятся физкультминутки, дающие возможность ребенку размять тело.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой- это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги могут быть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников

Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня,  гигиенические условия для проведения занятий. Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.

В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.

Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том,  что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.  

             

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Группа

Задачи

Первая младшая группа
(1,5–3 года)

  • учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые);
  • тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд;
  • отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки;
  • осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать);
  • учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см;
  • практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м;
  • приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги;
  • практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг;
  • осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной;
  • тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками;
  • отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке;
  • учиться выполнять условия подвижных игр;
  • воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.

Средняя группа (4–5 лет)

  • тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг);
  • учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки;
  • совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз);
  • учиться удерживать равновесие в динамике и статике;
  • отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны;
  • воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.

Старшая группа (5–6 лет)

  • пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.);
  • совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх);
  • создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше);
  • отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия);
  • продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях);
  • воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи);
  • привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).

Подготовительная группа (6–7 лет)

  • тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.);
  • учиться подтягиваться, используя опору;
  • приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.);
  • воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения;
  • поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

На состояние здоровья детей, к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.

В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем. Движения - естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его органов и систем. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Я стараюсь разрабатывать двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.

Основное содержание физического воспитания в группе составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и Общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Спортивные упражнения, простейшие формы: дальние прогулки за пределы участка детского сада. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитии ребенка.

Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения на утренней гимнастике, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии, воспитателя группы и семьи. Чтобы эта работа была эффективной я использую следующие формы работы по физическому воспитанию:

  1. Физкультурные занятия - проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)
  2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
  3. Утренняя гимнастика
  4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
  1. Активный отдых:
  1. физкультурный досуг;
  2. физкультурные праздники;
  3. дни здоровья;
  4. каникулы.
  1. Самостоятельная двигательная активность детей - проводится на прогулке.
  2. Задания на дом - форма работы с родителями.
  3. Индивидуальная работа с детьми - проводится на прогулке.

Разберем эти формы работы в отдельности.

Физкультурное занятие-это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия я подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе. Целью и задачами занятий является:

  1. формировать двигательные умения и навыки
  2. развивать физические качества
  3. удовлетворять естественную потребность в движении
  4. обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка, через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки
  5. дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
  6. создать условия для разностороннего развития детей.

Характерными чертами занятия являются:

  1. ярко выраженная дидактическая направленность
  2. руководящая роль воспитателя
  3. строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки
  4. постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с

последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Продолжительность занятия от 35-40 минут в подготовительной группе. Занятие состоит из трёх частей. Каждая часть имеет свои специфические задачи и своё содержание.

I часть - вводная. Задача: ввести группу в занятие, организовать, создать бодрое настроение, сосредоточить внимание на данном занятии, развивать подвижность нервных процессов. Содержанием этой части являются упражнения в построениях, ходьбе и лёгком беге, включаются упражнения на внимание и быстроту реакции на сигнал.

Иногда первая часть занятия может носить характер игры, основным содержанием которой является ходьба, легкий бег и построение, например «Найди себе пару», «Быстро ко мне».

Продолжительность первой части может изменяться в зависимости от подготовленности детей, от условий занятий и характера предстоящей нагрузки во второй части занятия. В среднем от 2-3 минут до 4-5 мин.

II часть - основная. Её задача: укрепление крупных мышечных групп, подготовка организма к последующим более интенсивным физическим упражнениям; обучение детей основным движениям, закрепление навыков этих движений; обучение детей  самостоятельному применению уже освоенных движений в усложнённой ситуации; воспитание физических и нравственно-волевых качеств; совершенствование всех физиологических функций организма ребёнка.

Содержанием основной части составляют:

• комплекс общеукрепляющих упражнений (ОРУ). Во второй младшей группе их 3-5, в средней группе 5-6, в старшей группе 6-7, в подготовительной к школе группе 7-8. В комплекс входят упражнения из разных исходных положений. Комплексы составляются как без предметов, так и с предметами: гимнастические палки, мячи, обручи т.п.

  1. основные виды движений. На одном занятии можно дать упражнения в 2-х, 3-х видах основных движений.
  2. Подвижная игра. Основное назначение игры - освоение новых для данного человека форм деятельности. Игры служат одним из основных средств воспитания, в том числе и физического. Они способны обеспечить развитие всех необходимых физических качественна, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость). Отличие от упражнений, игра не сводится к набору движений, а является целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственную, эстетическую, трудовую, умственную, даже правовую и другие их стороны. Ведь, вступая в игру добровольно, каждый её участник сам берёт на себя обязательства выполнять правила и традиции игры. Игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и педагогами в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь. Подвижная игра должна соответствовать следующим требованиям: в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети; кроме того, во избежание чрезмерной нагрузки после упражнений в прыжках не следует давать игры с быстрым бегом, но и игры с долгим ожиданием своей очереди в игре, например, «Горелки», «Перемени предмет».

Продолжительность второй части 35-40 минут (старшая группа) - 2/3 общей продолжительности занятия.

III часть - заключительная. Её задача - урегулировать состояние организма ребёнка. Содержание и продолжительность этой части зависит от нагрузки предыдущих частей, на неё может быть от 3-4 минут до 5-7.

Лучшими физическими упражнениями, регулирующим работу организма после сравнительно больших нагрузок организма, полученных во второй части, являются различные виды ходьбы. Это танцевальные шаги, рассказывание стихов во время ходьбы, малоподвижные игры («Найди и промолчи», «Кто так ходит»), хороводные игры. Где под пение выполняются спокойные плавные движения.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Эколого-природные факторы. Природа - среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный результат дает только экологически чистая природа.

Поэтому при использовании природных факторов необходимо прежде убедиться в возможности их использования, определить индивидуальную дозировку.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих средств, органически включая их в режимные процессы: например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать прохладную воду при умывании и т. д.

Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание. Дети должны как можно больше времени проводить в естественной среде - на свежем воздухе, чаще соприкасаться с природой: ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде; больше двигаться, реализуя все разнообразие способов движений в естественной среде.

Каждую свободную минуту - на природу! Без нее не может быть здоровья, полноценного физического и общего развития ребенка.

Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное.

Закаливание - совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

Задачи закаливающих процедур:

1.Обеспечить тренировку защитных сил организма;                                                    2.Повысить устойчивость организма к воздействию постоянно меняющихся факторов среды;

3. Развить выносливость организма детей.

Требования к проведению закаливающих мероприятий следующие:

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;
  1. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
  2. Занятия должны проводиться систематически;
  3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его возраст;
  4. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);
  5. Закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка;

После перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.

Рассмотрим некоторые приемы закаливания, применяемые в детских дошкольных учреждениях:

  1. Обширное умывание-влажными руками протирать руки до локтя, шею, верхней части груди.
  2. Ходьба по мокрым дорожкам - дети проходят сначала по мокрой дорожке сшитой из ткани, затем по сухой.
  3. Обливание ног - обливают водой стопы, по мере привыкания обливают и голень.
  4. Ходьба босиком - применяют вовремя физкультурных занятий.
  5. Сон без маечек - проводится круглый год

Большое значение при применении здоровьесберегающих технологий имеет проветривание помещений, где находятся дети.

Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки.

Состав воздуха в дошкольных учреждениях в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, повышается температура, запыленность, загрязненность, которые ухудшают самочувствие ребенка.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании.

В отсутствие детей в помещениях проводится сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг, форточек или окон. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, перед физкультурными занятиями, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.

Во время проведения занятий рекомендуется проведение физкультминуток, для снятия утомления.

Физкультминутки - кратковременные физические упражнения.

Целью таких минуток является: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры

головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Физкультминутки проводятся в различных формах, это:

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц.

В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике.

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

  1. текст стихотворения должен быть художественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
  2. преимущество отдается стихам с четким ритмом;
  3. содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

В проведении физкультминуток существуют определенные требования:

  1. Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин занятия - в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
  2. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  3. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
  1. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
  2. Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
  3. Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
  4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Рассмотрим следующий вид здоровьесберегающих технологий направленных на здоровье детей, это- психогимнастика. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Задача психогимнастики - обучение элементам техники выразительных движений, воспитание эмоций и высших чувств, приобретение навыков саморасслабления, преодоление барьеров в общении , развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Так как внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво, отличается большой подвижностью и впечатлительностью, на занятиях предусмотрена частая смена упражнений, заданий, а также минутки шалости. В качестве своеобразного отдыха - подвижные игры, сеанс отдыха - саморасслабление. Занятие длится 30 минут. Дошкольников в группе не должно быть больше 8 человек.

Начинается занятие с отработки отдельных эмоциональных состояний в виде мимических и пантомических этюдов. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимики, жестом, позой, той или иной походкой, выражением основных эмоций (радость, интерес, гнев и др.). Затем расширяются уже полученные детьми раннее сведения, относящиеся к их социальной компетентности. Этюды и игры на изображении чувств, порождаемых социальной средой (жадность, честность, доброта и т.д.). На каждом занятии проводится коррекция настроения отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделированных стандартных ситуаций. И заканчивается психологической тренировкой для снятия психологического напряжения, внушением желательного настроения, поведения и черт характера,

Также оказывает положительное влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику ребёнка логоритмика. Основная задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально - ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь; обеспечить полноценное развитие ребёнка.

Принцип системы музыкально - ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой.

Музыка наиболее доступный вид искусства, оказывает эмоциональное влияние, обладает большинством средств выразительности. Это всё даёт возможность разнообразить приёмы движения, характер упражнений.

Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и др.), на начальных этапах развития является средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. При этом с исключением одного из анализаторов порога чувствительности остальных понижается.

Большое значение в укреплении здоровья детей играет и гимнастика после дневного сна. Цель этой гимнастики - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В любой комплекс гимнастики после сна включаются  разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.

 Используются  разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам (эти упражнения желательно проводить в сочетании с контрастными воздушными ванными и проводятся не менее двух раз в неделю по 5-7 минут).

Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

Общие задачи решаются  путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей.

Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессом, инфекционно-простудным заболеваниям.

План  спортивных развлечений и досугов

на 2024-2025 учебный год

Цель:

Создание условий для формирования основ здорового образа жизни, укрепления здоровья,   физического  и психического развития, обеспечения эмоционального благополучия детей.

Задачи:

Оздоровительные:

-охрана жизни и укрепление  здоровья;

-всестороннее  совершенствование функций организмов;

-повышение работоспособности и закаливания организма.

Образовательные:

-формирование двигательных умений и навыков;

-развитие физических качеств детей

-овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли -физических упражнений в его жизнедеятельности, способа укрепления здоровья.

Воспитательные:

воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;

месяц

СРЕДНИЕ ГР.

СТАРШИЕ ГР.

ПОДГОТОВИТ. ГР.

СЕНТЯБРЬ

Физкультурный досуг на тему: «В гости к Мишке»

Физкультурное развлечение с родителями: «Мы сильные, смелые, после лета загорелые!»

Физкультурное развлечение на тему: «За здоровьем в детский сад!»

ОКТЯБРЬ

Физкультурное развлечение на тему: «Путешествие в осенний лес»

Физкультурный досуг на тему: «Вот и осень пришла, нам подарки принесла!»

Физкультурный досуг на тему: «В осеннем лесу!»

НОЯБРЬ

Физкультурное развлечение: «Мой веселый, звонкий мяч»

Физкультурное развлечение на тему: «Веселые старты!»

Физкультурное развлечение на тему: «Быстрые, ловкие, смелые, умелые!»

ДЕКАБРЬ

Физкультурный досуг на тему: « Зайка в гости к нам пришел»

Спортивно-игровое мероприятие на тему: «Мы сильные, смелые, ловкие,

умелые!»

Физкультурный досуг «Зимние забавы»

ЯНВАРЬ

Физкультурный праздник на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Физкультурный праздник на тему: «Мы мороза не боимся»

Спортивное развлечение на тему: «Путешествие в страну спорта»

ФЕВРАЛЬ

Физкультурное развлечение на тему: «Школа молодого бойца»

Физкультурное развлечение на тему: «Бравые солдаты»

Физкультурный праздник с родителями «Защитники Отечества»

МАРТ

Физкультурный досуг на тему: «Весну играми встречаем»

Музыкально-физкультурное развлечение на тему: «Масленицу встречаем, зиму провожаем!»

АПРЕЛЬ

День Здоровья

 Развлечение «Где прячется здоровье?»

День Здоровья

Физкультурное развлечение на тему: «В здоровом теле- здоровый дух»

МАЙ

Физкультурное развлечение на тему: «Мы веселые ребята»

Музыкально-спортивное мероприятие на тему: «Да здравствуют дети на всей планете!»

ИЮНЬ

Физкультурный досуг на тему: «Здравствуй, лето!»

Физкультурный досуг на тему: «Лето красное, лето жаркое!»

ИЮЛЬ

Спортивный праздник на тему: «Мы за солнышком шагаем»

Музыкально-спортивное развлечение: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»

АВГУСТ

Физкультурный досуг на тему: «Лето, до свидания!»

Физкультурное развлечение на тему: «Прощай, летняя пора!»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике